Избрание на пост председателя Верховного Совета АРК руководителя строительной компании "Консоль" Владимира Константинова для многих стало неожиданностью. Он никогда особо не стремился к публичности, и как политик мало чем себя проявил. К тому же бизнес и государственное управление - совершенно разные сферы, и далеко не всегда успешный предприниматель оказывается столь же эффективен на госслужбе. Возможно, этим и объясняется довольно сдержанная реакция крымского политикума на избрание Константинова. Скептики говорят, что ему будет сложнее удержать ситуацию в парламенте автономии под своим контролем, чем опытному управленцу Гриценко. Что обо всём этом думает сам новый глава парламента?
Владимир Андреевич, став спикером, вы первым делом отказались от охраны и милицейского сопровождения при передвижении на автомобиле, сами садитесь за руль. Ещё рассказывают, что когда вы недавно летели в Киев к президенту, то не воспользовались услугами VIP-зала, ехали к самолёту в обычном автобусе вместе с пассажирами, да и летели не в бизнес-классе, более соответствующем спикерскому статусу, а в "экономе". Не боитесь, что ваши оппоненты обвинят вас в позёрстве?
Не думаю, чтобы кто-то упрекнул меня в позёрстве. Мне незачем перед кем-либо рисоваться: каков есть, таким и предстаю перед людьми. И на должности главы парламента я не хочу менять ни своего характера, ни образа жизни, ни принципов поведения. Веду себя абсолютно естественно и нормально, как принято во многих цивилизованных странах. Скажем, премьер-министр Голландии ездит по улицам столицы на велосипеде, и никто не глазеет на него, как на чудака.
Меня всегда настораживали бюрократические моменты во взаимоотношениях главы парламента с коллегами, с теми, кто стоит ниже него на служебной лестнице. Это совершенно не нужно, всё должно быть демократичнее и проще, без разграничительных барьеров и милицейских постов. А если спикер боится быть без личной милицейской охраны, пусть не идёт работать на эту должность. Само здание Верховного Совета охраняется, и этого достаточно.
Когда председатель парламента сам водит машину, другим высокопоставленным чиновникам неудобно пользоваться служебным авто с водителем, иметь другие привилегии...
У людей разные возможности, не все руководители умеют водить машину. Я в материальном плане человек самодостаточный. Не хочу, чтобы государство несло дополнительные расходы на моё содержание, способен сам платить за себя. Независимого образа жизни я придерживался и когда работал в компании "Консоль". Что касается вождения автомобиля, то мне это попросту очень нравится. Руль, дорога не позволяют расслабляться.
Пару лет назад в интервью вы говорили, что власть толкает бизнес во власть, но вам туда совершенно не хотелось. Почему?
Я убеждён, что когда наше больное государство полностью выздоровеет, бизнесмены будут сторониться должностей во властных структурах. Эти люди не должны бы идти в них, другое дело, что можно сотрудничать с властью в решении проблем, затрагивающих интересы бизнеса и всего общества, заниматься благотворительной деятельностью. Лично я действительно длительное время отвергал все предложения перейти на госслужбу, возглавить Совет министров автономии: достаточно было забот в строительной сфере.
По какой причине вы изменили своё мнение и согласились уйти из бизнеса на государственную службу?
На Украине сложились тяжелейшие условия. "Оранжевые" политические силы во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко довели экономику до плачевного состояния. Многие предприятия стоят, разбалансирована финансовая система, пуста государственная казна. И теперь ведущие предприниматели вынуждены идти во властные структуры, чтобы очистить их от бюрократических препонов и обеспечить нормальную работу, в том числе по руководству бизнесом. Повсеместно наблюдается такая картина, когда представители крупного бизнеса, передав свои предприятия в управление другим лицам, вытаскивают страну из экономического кризиса.
В вашем выборе какую-то роль сыграли ваши доверительные отношения с Виктором Януковичем?
На протяжении последних лет я входил в команду Виктора Фёдоровича, в период последней предвыборной кампании являлся его доверенным лицом и заместителем руководителя республиканского избирательного штаба. Всё это предопределило линию моего поведения. Если я оставался с Януковичем в тяжёлые месяцы неудач президентских выборов 2004-2005 годов, то счёл для себя обязательным быть с ним и в нынешней обстановке. Никто не может упрекнуть меня в личных амбициях. Я человек президента, участвую в выполнении его предвыборной программы "Украина - для людей", выполняю указания Виктора Фёдоровича. Мы должны исправить то, что подвергалось критике в последние годы, создать лучшие условия жизни людей. Но если бы не победа Виктора Януковича на президентских выборах, в которой мы вообще-то были уверены, то моя позиция могла бы быть иной.
Откровенно говоря, у вас есть какой-то личный интерес в том, что вы поднялись на вершину власти в Крыму?
Интерес мой заключается в том, чтобы с помощью властных полномочий добиться преодоления кризиса в крымской экономике и улучшения жизни людей. Это самое главное. С конкретными результатами, свидетельствующими о том, что мы умеем эффективно работать, что у нас слова не расходятся с делами, мы пойдём затем на местные, парламентские выборы и победим.
Велики ли возможности у республиканской власти для того, чтобы эффективно влиять на развитие экономики?
На отсутствие возможностей обычно ссылается тот, кто не умеет или не хочет работать. Крым располагает достаточными условиями для развития крупного, малого и среднего бизнеса, привлечения в экономику внутренних и внешних инвестиций, для наполнения республиканской казны. Тем более что главы Верховного Совета и Совмина Крыма являются не просто однопартийцами, а единомышленниками между собой и с президентом, премьер-министром Украины. Рассчитываем на помощь и поддержку с их стороны. В ближайшее время надо принять государственный, республиканский, местные бюджеты и обеспечивать их выполнение. Необходимо избавить экономику, бизнес, в том числе строительный, от бюрократических пут и поборов. Президент страны тоже нацеливает нас на решение этой задачи в кратчайшее время. Государственное, проще говоря, чиновничье вмешательство в дела бизнеса должно быть сведено к минимуму, к европейскому уровню.
Ходят слухи о том, что "Консоли" обещаны крупные заказы за счёт бюджетных средств. Есть в этом доля правды?
Дело не в обещаниях. Мы надеемся на привлечение крупных средств по программе капитального строительства. Прежняя украинская власть не давала их строительному комплексу и сдерживала его развитие. Правительство же Николая Азарова, как нам известно, намерено устранить этот недостаток. Когда в строительную отрасль начнут поступать государственные заказы, то кому же, как не крупным компаниям, выполнять их. А "Консоль" по мощи является второй компанией на Украине и первой - в Крыму.
Поддержка строительного комплекса пройдёт по широкому фронту, затронет предприятия, выполняющие общие строительные работы, как "Консоль", сооружающие мосты, дороги, стадионы. Бюджетное строительство не ахти какое доходное, уровень рентабельности здесь ограничен десятью процентами, но в кризисных условиях и это неплохо.
Свободного времени у вас сейчас не больше, чем было, когда работали в "Консоли"?
Наоборот, стало меньше. На новой должности всё сложнее. Чтобы охватить весь круг проблем, стоящих перед Крымом, приходится много работать. Но я давно привык отдавать делу двенадцать-четырнадцать часов в сутки. В шесть утра встаю, а в девятнадцать - заканчиваю трудовой день.
Известно, что у вас сложились хорошие отношения с президентом. Это своего рода преференция или же, наоборот, он будет спрашивать с вас строже, чем с глав других регионов?
Мы не рассчитываем на какие-то поблажки от президента. Тем не менее, Виктор Фёдорович помогает нам в соответствии с общепринятой практикой государственного управления. Само собой, что доверительные отношения основываются на высокой ответственности. Мы не можем подвести президента. Характер у него такой, что он строго спросит за любую оплошность в работе.
Нынешний состав крымского парламента достаточно разношёрстен. Как вы намерены выстраивать отношения с представленными в нём политическими силами? Ведь с большинством из них Партии регионов придётся конкурировать на предстоящих в скором времени местных выборах.
На нынешнем этапе мы должны думать не о конкуренции, а о сотрудничестве на благо Крыма, находить на этой основе консенсус со всеми политическими силами. Абсолютно исключено, чтобы я как спикер некорректно вёл себя по отношению к какой-либо группе депутатов, не замечал их полезной инициативы, обделял своим вниманием. И с оппозицией стараемся находить точки соприкосновения, выстраивать нормальное сотрудничество. Можно сказать, что придерживаюсь тех же принципов, которыми руководствуется в масштабах всей страны президент Виктор Янукович.
Что вы думаете по поводу прихода в Крым донецкой команды? До сих пор опыт работы "варягов" в автономии был, прямо скажем, не очень успешным.
На ключевую должность премьер-министра кандидатуры альтернативной Василию Джарты в Крыму не было. Это сильная личность, которая сможет уверенно и напористо отстаивать интересы автономии на общеукраинском уровне. А вообще, приход в Крым профессиональных управленцев из-за его пределов - это в данном случае надуманная проблема, фактически её не существует. Ротация кадров пойдёт на пользу. Многие крымские профессионалы в разное время ушли работать на высокие должности в Киев, и никому от этого не стало хуже. К нам пришёл по рекомендации президента один человек, Василий Джарты, а вместе с ним - несколько его помощников. Новое правительство будет эффективно работать и по той причине, что на него устремлено больше глаз, особенно на первых порах, более сильны ожидания добрых дел. А крымской элите ничто не помешает проявить свой потенциал. Прежние попытки привлечения в республику управленцев со стороны не увенчались особым успехом по той причине, что тогда были другие политические условия.
В тандеме Гриценко - Плакида было ясно, кто ведущий, а кто - ведомый. А как распределяются роли в вашем тандеме с премьером Василием Джарты? Между вами нет конкуренции за первенство?
Конкуренции за первенство у нас нет и быть не может. Не следует забывать, что Гриценко и Плакида работали, ориентируясь на президента Виктора Ющенко, мы же с Джарты проводим в жизнь президентскую программу Виктора Януковича. Это совершенно другой формат и работы, и взаимоотношений, лишённый былых противоречий. Правительство Крыма подотчётно Верховному Совету, никто не собирается отменять это конституционное положение. У меня и у премьера столько дел, что и в голову не придёт посягать на функции друг друга. Легко контактируем в решении любых задач. Мы - члены одной команды, партии, у нас один лидер - Виктор Янукович.
Вы и Джарты можете претендовать на то, чтобы возглавить Крымскую республиканскую организацию Партии регионов. За кем будет окончательное решение этого вопроса?
Сейчас я исполняю обязанности руководителя организации. Окончательное решение на этот счёт может принять политсовет партии. Я соглашусь с любым его выбором, меня это совершенно не волнует.
В ходе своего недавнего визита в автономию Виктор Янукович поставил много масштабных задач перед крымской властью. Какие из них вы считаете первоочередными?
Задач поставлено много, а запаса времени для того, чтобы медлить с их решением, не осталось. Надо действовать быстро, умело, ориентируясь на конечные результаты. Их мы должны получить уже осенью. Тут и сокращение безработицы, и возобновление банками кредитования экономики, и наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, и проведение курортного сезона.
Уже более пятнадцати лет сохраняется традиция, когда новоизбранный спикер приходит в "Крымскую правду", чтобы пообщаться с журналистским коллективом, а также с читателями газеты по "прямой линии". Вы продолжите эту традицию?
Да, я планирую побывать в редакции, чтобы откровенно побеседовать с журналистским коллективом, ответить на вопросы, интересующие читателей газеты.
Интервью взял Иван ДЬЯКОВ.